Одна из достаточно спорных и неоднозначных мер государственного регулирования национальной валюты – это ее ревальвация. В противовес девальвации, ревальвация валюты означает повышение ее валютного курса (или золотого содержания – пока в ходу еще был золотовалютный стандарт).
Казалось бы, девальвация должна положительно влиять на экономику. Тем не менее, эта мера валютного регулирования не очень популярна. Это связано с тем, что государство, искусственно ревальвирующее свою валюту, ставит себя в достаточно невыгодное положение в сфере международной торговли, а, кроме того, снижается приток иностранных капиталов и туристов.
Что означает ревальвация валюты
Глобализация и интеграция открытых национальных экономических систем приводит к действию чисто рыночных механизмов: страна, ревальвировавшая валюту, становится неоправданно «дорогой», а, следовательно, менее привлекательной для других государств в любой сфере международного взаимодействия. Завысить стоимость валюты – все равно, что сидя на рынке продавать стандартную продукцию дороже, чем соседи-конкуренты. Поэтому прибегают к этой мере лишь в крайнем случае – в рамках антиинфляционной политики.
Девальвация и ревальвация — следствие инфляционных процессов в экономике и нарушения платежного баланса. Но последнюю имеет смысл проводить лишь странам с хронически активным сальдо платежного баланса. Именно поэтому к данной мере во второй половине ХХ неоднократно прибегали такие государства, как Швейцария, Япония, ФРГ.
Последствия ревальвации
Данный метод валютного регулирования эффективен для борьбы с умеренной инфляцией (в пределах 10%), при этом повышается платежеспособный спрос населения, это стимулирует потребление на внутреннем рынке и увеличивает социальную защищенность. Но у ревальвации есть и отрицательные последствия:
- ухудшение платежного баланса;
- повышение цен экспортируемых товаров в иностранной валюте, что делает их неконкурентоспособными и снижает объемы продаж отечественных предприятий, работающих на экспорт;
- рост импорта (относительная дешевизна импортных товаров заставляет страдать национального производителя, работающего на внутренний рынок);
- вложения инвесторов в иностранном капитале становятся невыгодными, что приводит к оттоку иностранных инвестиций;
- иностранным туристам становится через чур дорого приезжать в страну, ревальвировавшую свою валюту, и, напротив, повышается зарубежная туристическая активность граждан такой страны.
Ревальвацию национальной валюты нужно проводить взвешенно и осторожно, чтобы не нарушить положение государства на международной арене. Далеко не каждое государство, подобно Швейцарии или Японии может позволить себе данную меру антиинфляционной политики. Поэтому ревальвация рубля в ситуации экономической стагнации – совершенно нецелесообразна.