Рынок несовершенной конкуренции

Различные модели рынка имеют различия по уровню конкуренции.

Рынок несовершенной конкуренции содержит в себе несколько возможных моделей в виде: чистой, конкуренции монополистического типа, олигополии (работают несколько продавцов), дуополии (на рынке функционируют две компании), чистой монополии (лидирует одна фирма), монопсонии (преобладает один потребитель), двухсторонней монополии (взаимодействие монополии продавца с монополией потребителя), двухсторонней олигополии.

Рынок с чистой конкуренцией характеризуется:

— большим числом фирм;

— тем, что продавец и покупатель имеют полную и одинаковую информацию об объекте сделки;

— полной мобильностью всех ресурсов, свободой входа в сегмент рынка и выхода из него;

— отсутствием неценовой дискретизации;

— отсутствием транзакционных издержек;

— однородностью стандартизованной продукции;

— абсолютная эластичностью спроса на продукцию отрасли и предложения;

— отсутствием налогов и предоставляемых государственных субсидий;

— полным равенством продавцов (отсутствием рыночной власти).

Стоимость продаваемого продукта определяется по соотношению имеющихся спроса и предложения и действует, как заданная извне величина, которая не зависит от рыночной тактики компании. В связи с этим кривая покупательского спроса на продукцию каждой компании всегда не зависит от количества продаваемой продукции, не оказывая при этом влияния на цену.

Стратегия конкурирующей фирмы заключается в выборе объема производства, обеспечивающем максимальную прибыль. Критерий максимизации прибыли обеспечивается равенством предельного дохода и предельно допустимых издержек (MR=МС). Поскольку для конкурентной компании предельный доход определяется рыночной ценой, то в кратком периоде оптимальный объем выпуска, позволяющий достичь максимальную прибыль, составляет Р=МС.

В краткосрочной перспективе совершенно конкурентные компании могут добиваться сверхприбыли или получать убытки, что зависит от размера средних издержек на собственном производстве продукции. Однако в долгосрочной перспективе в условиях неограниченного входа и выхода из рынка, когда наличие высокой прибыли привлекает в этот сегмент рынка другие компании, а убыточные фирмы терпят разорение и покидают рынок, оптимальный уровень объема выпуска продукции достигается при Р=MR=AR=MC=AC.

Это значит, что конкурирующие фирмы в длительной перспективе не получают желаемую прибыль. При этом обеспечивается не только высокий уровень эффективности распределения имеющихся ресурсов, но и максимально высокая производительная эффективность (в этом случае кривая затрачиваемых средних издержек лишь касается линии спроса, не фиксируется ни прибыли, ни наличия убытков). В итоге компании производят совместно максимально возможное на данном рынке количество продукции, которое возможно реализовать по определенной рынком цене.

Рынок конкуренции совершенного вида характеризуется тем, продукция, выпускаемая фирмами, однородна, поэтому для потребителей не имеет значения, у какой фирмы ее покупать. Любое, даже малое повышение цены у одного производителя сверх рыночной цены ведет к обязательному падению спроса на его продукцию вплоть до нуля. Таким образом, в идеале ценовая разница — единственная причина предпочтения той или иной компании.

Количество рыночных субъектов на данном сегменте рынка теоретически неограниченно велико, а их индивидуальный удельный вес на рынке настолько мал, что намерении отдельной компании (или отдельного покупателя) об изменении текущего объема продаж (или покупок) не оказывают влияние на рыночную стоимость продукта. 

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5Звёзд: 6Звёзд: 7Звёзд: 8Звёзд: 9Звёзд: 10
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: