С давних времен движение денег, которые постепенно стали не только средством текущих платежей и расчетов между производителями и потребителями товаров и услуг, но и эффективным инструментом накопления и обращения, всерьез заинтересовало многих достаточно далеких от экономики ученых. Постепенная деформация научной мысли, основанная, как правило, на анализе неудач предшественников, позволила плавно перейти от законов Грешема через формулы Фишера к современным методам денежного регулирования.
Что определяет закон денежного обращения?
Цель всех этих теоретических изысканий с самого начала была очень проста: определить денежную массу, необходимую и достаточную для полноценного функционирования государства, его финансовых институтов, частных и государственных кредитных учреждений, но, что самое главное, для предпринимательских структур и потребителей, живущих в своих, исторически обусловленных экономических реалиях.
Следует отметить, что законы денежного обращения не имеют фундаментального характера, и на каждом этапе экономических отношений выражали не более чем уровень накопленного эмпирического опыта и обобщали текущие представления о наиболее рациональных научных оценках ситуации в этой сфере финансовых взаимоотношений.
Формула закона денежного обращения
В самом общем виде формулу обмена (движения) денежных средств предложил И.Фишер, вполне обоснованно посчитав, что денежная масса должна обеспечивать сбалансированность спроса и предложения. Выглядит это так:
M × V = P × Q,
где M – среднестатистический объем денег, находящихся в обороте в данный момент времен;
V – средняя скорость обращения денежных средств (в самом простом варианте: количество сделок купли-продажи, в которых участвовала денежная единица за единицу времени);
P – цена на обобщенный товар, а Q – его объем в текущее время.
Данное соотношение удобно для понимания основных принципов законов денежного обращения, поскольку формулирует соответствие предложения денег (левая часть) и спроса на них, но не имеет практической ценности. Знать механизмы работы денежной массы и управлять ими – две совершенно разные задачи.
Рассматривая общую формулировку закона:
М = (P1Q1 – P2Q2 + D1 – D2) / V,
где P1Q1 – суммарная стоимость товаров (услуг) уже находящихся в обращении;
P2Q2 –сумма кредитов, выданных на покупку товаров в будущих периодах (отсроченные платежи);
D1, D2 – текущие платежи по наступившим долговым обязательствам и денежные суммы, подлежащие взаимному погашению;
с кембриджской поправкой на величину М, которая учитывает естественное стремление потребителей к накоплению определенной части своих доходов в наиболее ликвидной денежной форме, можно уже говорить о некоторых методологических предпосылках для выработки денежной политики государства.
Характеристика законов денежного обращения
Современная денежная (монетарная) стратегия любой страны вынужденно решает несколько первоочередных, главенствующих задач, в числе которых неизбежно присутствуют, по крайней мере две:
1. Поддержание уровня инфляции на приемлемом уровне. Из закона денежного обращения легко понять, что инфляционное обесценивание внутренней валюты страны – это следствие превышения обеспеченной предложением денежной массы.
2. Обеспечение экономического роста без сокращения доходов и уровня благосостояния основной части населения. Понятно, что денежная эмиссия, не подкрепленная ростом товарного предложения, согласно формуле Фишера приводит к накоплению отложенного спроса, а значит к неразрешимости первой задачи. Деньги, отложенные населением, должны работать на реальное производство.