Математические модели, положенные в основу существующих экономических теорий, достаточно просты. Движение любой функции многих переменных на узком диапазоне их изменения можно оценивать по их текущим характеристикам, создавая базис для экстраполяции этих расчетных данных, например, при прогнозировании эластичности спроса или конкурентного предложения на новый товар, выводимый на рынок.
Виды эластичности спроса и предложения
Индикаторы чувствительности рынка на колебания внешних конъюнктурных факторов, обычно оцениваемые набором статистических коэффициентов, в обобщенном виде и составляют теоретическую базу для оценки эластичности товара конкретного производителя в текущих условиях. Учесть все переменные в расчетах не позволяет ни одна модель, поэтому маркетинговые исследования спроса и предложения чаще всего проводятся по двум величинам.
1. Коэффициент эластичности спроса по цене. Данная частная производная, вычисленная в заданной точке, позволяет производителю оценить: на какую величину и куда изменится спрос на его продукцию при изменении цены предложения на 1%.
где Q – спрос на товар; P – его цена, а Δ Q и Δ P — их изменение.
Теоретически эластичность спроса по цене должна выражаться в отрицательных величинах: цена растет – спрос падает, но происходит это не всегда и выражается далекими от линейности зависимостями. Обычно при анализе используется абсолютная величина показателя, которая может варьироваться в пределах от нуля до бесконечности, и выделяются следующие виды эластичности спроса:
-
абсолютная (Eр = ∞): изменение цены повышает (понижает) потребление спрос на неограниченную величину;
-
эластичная (Eр>1): изменение спроса происходит более высокими темпами, чем движение факторов, его определяющих;
-
единичная (Eр=1): совпадение прироста;
-
и полные противоположности первых двух: просто и абсолютно неэластичный спрос.
В идеальном случае графики описанных зависимостей могут выглядеть следующим образом.
Графики эластичности спроса и предложения
2. Коэффициент эластичность спроса по доходу, который тоже часто используется при формировании ценовой политики предприятий, выражает еще одну частную зависимость спроса на его товарную продукцию от колебаний уровня доходов его основных потребителей. Расчет этой величины проводится по схожей схеме, но позволяет встраивать рыночную стратегию компании в тесной связке с макроэкономическими программами государства.
Факторы эластичности спроса и предложения
На самом деле, причин изменения эластичности спроса на конкретный товар, а точнее говоря, их комбинаций достаточно много, но мы остановимся на самых очевидных.
1. Присутствие на рынке товаров субститутов, то есть продуктов, замещающих в своей товарной группе исследуемую позицию спроса, совпадающих по качеству или превосходящих его по своим потребительским свойствам.
2. Бюджетная составляющая. Влияние финансовой политики государства на внутренний рынок огромно, хотя, не всегда очевидно. Протекционизм в распределении субсидий, неизбежное существование естественных рыночных монополистов, потребление товаров и услуг которых поддержан на государственном уровне, выводят расчеты за рамки простых оценок эластичности спроса и предложения.
3. Личностные приоритеты покупателей: доля доходов семьи, используемых на приобретение товара, его привычность, необходимость, многофункциональность и пр.
4. Учет фактора времени. Реакция потребителя на изменение цены постепенно нивелируется и делает товар более эластичным в долгосрочной перспективе.
5. Степень насыщенности рынка товарами данной групповой категории и т.д.