Понятие конкуренции
Конкуренция (термин произошел от латинского слова concurrere — состязаться) – это соперничество, в котором принимают участие члены рыночного пространства за достижение лучших условий производства, возможности купли и продажи реализуемых товаров. Такое неизбежное противостояние порождается существующими объективными условиями рыночной экономики, выражающиеся: в полной хозяйственной обособленности каждого участника рынка, его полной зависимости от действующей хозяйственной конъюнктуры и противоборстве с другими возможными претендентами на получение наибольшего дохода. Борьба индивидуальных товаровладельцев за обеспечение экономического выживания и процветания является законом рыночной экономики.
Чтобы разобраться с понятием конкуренции, ее следует сравнить с термином монополия. Дело в том, что как в первом, так и во втором виде взаимодействия участников рынка проявляется несимметричность. Противоположность их характеристик основана на совершенно разных показателях имеющегося состояния рынка. В первом случае продавцов много, во втором – один. При конкуренции барьеры для входа и выхода из рынка отсутствуют, а при монополии на рынок с монополистом нет вхождения.
Конкурирующие товаровладельцы участвуют в контроле над устанавливаемыми ценами, а монополист единовластно регулирует цену на свою продукцию. Из этого не сложно сделать следующий вывод. Конкуренция может расцениваться, как нормальное, естественное состояние свободного рынка. Разве можно квалифицировать, как естественное, такое положение на рынке, когда все его пространство контролирует один продавец, которому не выгодно допускать кого-либо к торговой деятельности, чтобы не пострадала его прибыль? Для этого он сам формирует цены на реализуемые им товары.
Конкуренцию обычно классифицируют по нескольким критериям:
а) по масштабам развития конкуренции;
б) по ее характеру и
в) по методам осуществления соперничества.
По масштабам развития конкурентной борьбы конкуренция может носить:
— индивидуальный характер (одна компания, входящая на рынок, стремится отвоевать себе "место под солнцем" – создать наилучшие обстоятельства для купли-продажи своих товаров и услуг);
— местный характер (осуществляется среди участников рынка на какой-то из территорий);
— отраслевой характер (борьба происходит в одной отдельной отрасли рынка с целью получения наибольшего дохода);
— межотраслевой характер (соперничество участников рынка из разных секторов рынка за привлечение к своим товарам и услугам покупателей в целях достижения большего дохода);
— национальный характер (противостояние разных товаровладельцев, функционирующих внутри одной страны);
— глобальный характер (соперничество предприятий, корпоративных объединений и государств из различных стран на мировом торговом рынке).
По способу протекания различают конкуренцию свободную и управляемую (регулируемую).
По технологиям осуществления рыночное соперничество бывает:
1) ценовым (рыночные позиции противостоящих соперников конкурируют с помощью снижения цен);
2) неценовым (победа достигается с помощью повышения качества выпускаемой продукции, качества обслуживания клиентов и т. п.).
При свободной конкуренции на рынке присутствует множество полностью независимых товаровладельцев, которые самостоятельно решают, что производить и в каких количествах. Ничто не ограничивает вход на рынок и выход из него любого желающего. Покупатели при такой конкуренции свободны от любой дискриминации и имеют возможность свободного выбора товаров и услуг на любом рынке.
Свободная конкуренция характерна для периода классического капитализма. В наше время – это редкое явление. В экономически развитых государствах такой вид конкуренции наблюдается, например, на бирже ценных бумаг и в сфере рыночного соперничества фермеров.